top of page

Величием человека является сочувствие

Р. Йоханенсон Гефен (Vayera, translated by Torah MiTzion)

Недельная глава Ваера очень подробно описывает первые 7 из 10 казней, которые поразили Египет. Главная особенность казней - в поведении фараона, когда он наблюдает разрушение своей нации. Когда Моше и Аарон приносят в Египет первую казнь с кровью, сказано, что фараон был совсем не впечатлен этим, так как его колдуны могли сделать то же самое. «…И фараон ужесточил свое сердце и не слушал их…». Следующее предложение говорит: «Фараон развернулся и пошел домой, и не обратил на это никакого внимания[1]». Комментаторы спрашивают, почему здесь указывается, что он «не обратил на это внимание», ведь в предыдущем стихе уже сказано, что он не слушал аргументы Моше и Аарона. Нетцив объясняет, что второй стих говорит о том, что фараону было совершенно все равно на страдания своего народа, и он не искал никаких путей, чтобы облегчить их боль.

Первая казнь – единственная, где Тора намекает нам на безразличие фараона – почему именно в ней? Мидраш, Агадоль, дает нам подсказку, чтобы ответить на этот вопрос: «Слабый фараон не был сильно огорчен казнью крови[2]». Первая казнь была единственной, которая не огорчила фараона. Только она не нанесла никакого ущерба самому фараону, а только его людям, таким образом, безразличие фараона к судьбе своего народа налицо.

Можно заметить сильный контраст между безразличным поведением фараона и беспокойством Моше о судьбе еврейского народа. Моше вырос в доме фараона и не страдал от рабства, в котором были евреи. Тем не менее, он вышел и, увидев страдания евреев, очень им сочувствовал[3] и убедил фараона дать им 1 день отдыха[4].

Стихи, в которых говорится об огромном сочувствии Моше его народу предшествуют словам «ваигдаль Моше». Это должно переводиться как «И вырос Моше», но не в данном случае, так как до этого уже сказано, что Моше вырос. Комментаторы объясняют, что это надо понимать как то, что Моше вырос духовно, стал более великим человеком – и показателем его величия была забота о других[5]. Почему же забота о других говорит о величии человека? Рав Шимон Скоп говорит, что «Гадоль» - это тот, кто расширяет свое определение себя, включая в него других; он видит себя как часть большей группы, и сам он постоянно становится более «великим»[6]. Фараон, напротив, описывается Гмарой как маленький человек[7]. Комментаторы говорят, что это относится к его духовному уровню – он был очень низок. Один из аспектов его «низости» проявлялся как раз в том, что он не беспокоился о судьбах своего народа; он не расширял определение себя и так и остался на очень низком уровне[8].

Как человек может избежать апатии фараона и добиться эмпатии, которой обладал Моше? Ведь это безумно сложно – сочувствовать людям, если их ситуация нас не касается. Когда стих говорит, что Моше видел страдания своего народа, Раши уточняет: «он сфокусировал свои глаза и сердце, чтобы почувствовать их боль[9]». Мой рабби, рав Ицхак Беркович, объясняет, что сначала он посмотрел им в глаза, чтобы почувствовать их боль. Потом он «сфокусировал свое сердце», чтобы как-то ассоциировать себя с их болью, почувствовать то, что чувствуют они. Так же и мы, когда слышим о человеке, когда он попал в трудную ситуацию, мы должны сначала попытаться всмотреться в их лицо, чтобы понять реальность ситуации, в которой они находятся. Потом, мы должны попытаться понять, каково это – чувствовать то же, что они. Похоже, рав Ноах Орловек предлагает, например, когда мы слышим о террористической атаке, в которой погибли люди, мы должны представить через что проходят их семьи. Недостаточно просто вздохнуть и идти дальше, мы должны сражаться, чтобы не стать безразличными в боли других.

Важно тоже сделать какой-то жест, который покажет, что нам не все равно на страдание другого еврея, даже если мы не можем помочь ему. Во время Холокоста Хаим Соловейчик был раввином города Бриск, половина города была сожжено и много евреев стали бездомными. Рав Хаим быстро выехал из своего дома и спал на скамейке в зале для учения. Когда его спросили, почему он так сделал, от ответил: «как я могу спать на своей удобной кровати, когда столько людей остались без крыши над головой?»[10]

Однако, мы учим от Моше, что не достаточно просто сочувствовать тем, кто находится в беде. Мидраш говорит, что Моше «брался за дело и стремился помочь каждому из них, несмотря на свое положение, пытался облегчить их бремя, делая вид, что помогает фараону[11]». Так же мы должны стремиться помочь тем, кому можем. Рав Иссахар Франд предлагает в следующий раз, когда мы услышим, что наш друг в беде, подумать, существует ли какой-то доступный способ помочь ему. Например, если он потерял работу, мы можем подумать знаем ли кого-то, кто сможет предложить ему новую, или если он ищет пару – мы можем подумать о каких-либо вариантах для него.

Даже если мы не можем помочь человеку, мы можем поддержать его тем, что покажем ему что он не один в своей боли. Рав Шах преуспел в этой области: однажды он услышал об одном вдовце, который был в депрессии от того, что перестал функционировать, и решил навестить его. Не получив ответа на свой стук, рав Шах решил зайти внутрь, где нашел этого мужчину, обездвижено лежащего на диване. «Я знаю, через что ты проходишь»- сказал рав Шах, кладя свою руку на того человека. Я тоже вдовец. Мой мир тоже темный и нет в нем никакой радости». Человек поднял свои глаза впервые за много месяцев. Кто-то его понял. «В пятницу я собираюсь делать чолнт и отправлю его тебе, и в Шаббат я приду и мы поедим его вместе». «Но я не могу доставлять вам такие неудобства!»- запротестовал мужчина. «Ну, тогда подумай о чем-нибудь. Но в любом случае я приду в Шаббат. Нам нужно провести время вместе[12]». Рав Шах дал этому человеку надежду, дав ему понять, что кто-то понимает его боль – само по себе это добрейшее дело, которое мы можем совершить по отношению к кому-то, кто чувствует боль.

Главные персонажи Исхода- Моше и фараон показывают, как величие определяется заботой о других людях, а мелочность – эгоизмом. Желаю нам всем стараться подражать Моше.

[1] Ваера, 6:22-23

[2] Мидраш Агадоль, Шмот, 7:29

[3] Шмот, 2:11

[4] Шмот Раба, 1:27. Это сравнение Моше и фараона было услышано от рава Моше Зельдмана шлита, главный лектор Эйш Атора, Иерусалим

[5] Шаарей Симха, также услышано от рава Иссахара Франда шлита

[6] Акдама к Шаар Йосеф

[7] Моед Катан, 18а

[8] Ийун Яаков, ибид.

[9] Шмот, 2:11

[10] Услышано от рава Иссахара Франда шлита

[11] Шмот раба, 1:27

[12] Каплан, «главный вклад», стр. 56


Featured Posts
Recent Posts
Archive
Search By Tags
No tags yet.
Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page