Как освободить себя
Рав Йоханасан Гефен (Beshalach, translation Valeria Burd, Torah miTzion)
Глава начинается с описания того, как евреи вышли из Египта и освободились от фараонского ига. Как только они подошли к Ям Суф (Красному морю), - увидели, что египетская армия гонится за ними. После взывания ко Вс-вышнему и потом жалобам Моше произошло чудо кирьят ям суф (рассечение моря). После прохождения моря они наблюдали окончательное разрушение египетской армии. В этом месте Тора говорит: «В тот день Б-г забрал Израиль из рук Египта, и Израиль видел погибших людей на берегу»[1]. Ибн Эзра замечает, что подчеркивание Торы, что это было в тот день, значит, что евреи были полностью свободны от египетского ига только в тот день. Он объясняет, что даже после того как они покинули Египет, они все еще боялись фараона и стали полностью свободны лишь когда увидели окончательное разрушение египетской армии в море. Это чувство подчинения египтянам не было развеяно просто их «побегом». Только когда они увидели разрушение египетской армии, они могли полностью освободиться от образа «рабов фараона».[2]
Описание Агады природы подчинения египтянам учит нас похожему уроку, как Ибн Эзра. Агада говорит: «Мы были рабами фараона в Египте; Ашем, наш Б-г, вытащил нас оттуда Своей сильной Рукой. И если Акадош Барух Ху не вытащил из рабства наших отцов, то мы и наши дети будем порабощены Египтом». Объективный вопрос этого утверждения Агады, что, если освобождение не произошло с отцами, мы все до сих пор порабощены Египтом. Ведь на самом деле Египетская империя рухнула тысячи лет назад! Объяснение состоит в том, что здесь не имеется в виду физическое рабство, но то, что в нас всегда останется элемент духовного рабства фараону и его людям. Физически мы стали свободны, но мы все так же не преодолели Египет. Мы освободились не за наши заслуги, не выполнив всех своих обязательств, и соответственно наше восприятие себя не стало свободным, а зависимым от других народов, и несвободным от полного выражения себя.
Это объяснение дает нам понять, как справляться с негативными силами, имеющими власть над нами; это включает людей, которые пытаются нас подчинить, нездоровые зависимости; и основное оружие ецер ара – вожделение. Из примера Исхода мы видим что есть 2 стадии освобождения себя от негативного влияния. Первая – это избегать источника негатива, так же, как еврейский народ покинул Египет. Вторая – преодолеть этот источник, так же, как египетская армия утонула в море. Ибн Эзра говорит, что хоть и первая ступень очень важна, этого недостаточно, чтобы полностью освободиться. Необходима также вторая. Соответственно, только когда евреи видели, как египетская армия полностью разрушена, они смогли стать свободны от рабства полностью.
Есть два ключевых урока, которые мы можем выучить из приведенного выше. Во-первых, человек должен понимать какую на какой стадии освобождения человек находится. Очень важно осознавать, освободился ли человек от негативного влияния полностью, или же пока только его избежал. Один из способов зависимых от чего-то людей преодолеть эту зависимость – осознать, что они не преодолели ее полностью, а только удалили себя от нее. Например, многие люди, которые не курят уже много лет все еще называют себя «курильщиками». Из-за этого они осознают свою зависимость от никотина и понимают, что могут сорваться, и поэтому избегают даже одной сигареты. Если бы, однако, они себя убедили, что у них нет никаких остатков зависимости, они бы не чувствовали такую опасность в одной сигарете. Второй, более сложный урок, учит нас, что мы должны стараться достичь вторую ступень на 100 процентов.
Кажется, что эти ступени приведены Рамбамом, когда он обсуждает разные уровни тшувы (раскаяния).[3] Он говорит, что полнейшая тшува возможна лишь в случае, когда человек, попав в точно такую же ситуацию, преодолевает свой ецер ара. Более низкий уровень тшувы, когда человек преодолевает все 4 ступени тшувы, но до сих пор может быть не на таком уровне, как если бы попал в ту же ситуацию, то не нагрешил.[4] Низкий уровень тшувы – это избежание ецер ара, в то время как более высокий – его преодоление.
Мы увидели из примера Исхода, что есть 2 стадии освобождения от негативных сил, властвующих над нами – первый это убежать от этого, а второй – преодолеть. Кто-то может поинтересоваться, как возможно преодолеть такие силы, которые властвуют над нами. Понятное дело, что каждый случай должен рассматриваться в отдельности, но, однако, мы можем ответить на этот вопрос из примера рассечения моря. Ибн Эзра говорит, что это не евреи разрушили Египтян, а Ашем. Это нас учит, что кроме человеческих усилий есть еще помощь Свыше, как сказано «человеческий ецер пытается уничтожить его каждый день…и если бы не помощь Вс-вышего, он бы не смог его преодолеть».[5] Соответственно, мы должны понимать откуда приходит спасение. Но в то же время мы не должны ничего не делать только полагаясь на Вс-вышнего, когда Моше молился Ему, Он сказал, чтобы мы вступили в море. Только после того, как мы сделали первые шаги, море расступилось. [6] Мы учим из этого, что мы должны полагаться на Вс-вышнего, и делать шаги сами. Когда Вс-вышний видит нашу готовность к изменениям, Он делает все остальное. Пусть мы все удостоимся уподобиться тем евреям и освободиться полностью от всех ненужных сил, властвующих над нами.
[1] Шмот, 14:30
[2] Ибн Эзра, 14:30
[3] Агада Шель Песах
[4] Рамбам, Алахот Тшува, 2 глава, 2 Алаха
[5] Кидушин, 30б
[6] Шмот, 14:15