Недельная Глава Торы - Йосеф: Взгляд Величия
Р. Йоханенсон Гефен (translated by Torah MiTzion)
К концу главы Йосеф находится в безнадежной ситуации, находясь в тюрьме уже 10 лет без надежды на спасение. В этот момент происходит тот самый эпизод, когда он растолковывает сны министров фараона, с чего и начинается его стремительный рост до того, что он становится вторым человеком после фараона в Египте. Есть один, упущенный многими из виду пасук, который говорит нам о том, что теперь наконец Йосефу начнет везти. После того, как министры увидели свои сны, они очень переживали, так как не знали, что они означают. Йосеф это увидел; он спросил их: почему вы выглядите такими удрученными сегодня?[1] Этот, казалось бы, не существенный вопрос, приводит к интерпретации Йосефом их снов, что в свою очередь ведет к освобождению Йосефа и получению им власти. Если бы Йосеф не спросил их, почему они расстроены, возможно, они бы сами никогда не признались бы, - и золотая возможность была бы утеряна. Этот маленький акт внимания, вдумчивости, может казаться не особо весомым, для того, чтобы его заметить. Однако, он достаточно значим, учитывая его ситуацию в то время: он жил в ужасных условиях в течение 10 лет, без всякой реальной надежды на спасение. У него были все причины, чтобы быть полностью поглощенным в свои проблемы и не замечать изменений в выражении лица других людей. Более того, он был назначен служить этим 2 министрам, которые были очень важные люди в Египте, - и конечно они обращались с ним как с прислугой. Несмотря на это, он проявил внимание к ним, когда увидел, что они чем-то расстроены.
Есть огромное искушение быть настолько поглощенными своей собственной жизнью, что совершенно не замечать нужды других. Один из ключей к тому, как быть искренним Бааль Хесед (человеком, который отдает себя добрым делам) – преодолеть нашу собственную поглощенность своими проблемами, и замечать мир вокруг себя. Иногда, для этого даже требуется немного отстранить свои собственные нужды ради других. Самый яркий пример этому находится в прошлой недельной главе, когда Тамар взяли для того, что сжечь на столбе. Она легко могла бы спасти себя, выдав Йеуду. Но она ничего не сказала, тк не хотела стыдить Йеуду[2]. Гмара учит отсюда, что человек должен рисковать жизнью, лишь бы не опозорить другого человека[3]. Раббейну Йона[4] и Тосафот[5] установили конкретные случаи, когда мы обязаны дать предпочтение чувствам других, нежели своим собственным.
Гдолим (мудрецы) олицетворяли эту возможность опустить собственные нужды в пользу нужд других. Рава Мойше Файнштейна зц’л как-то раз забрал на машине парень из его йешивы. Когда рав Мойше зашел в машину – парень закрыл машину, прихлопнув ему пальцы, но рав ничего не сказал, будто ничего не произошло. Кто-то, кто видел этот эпизод, спросил рава Файнштейна – почему он не закричал? Рав сказал, что если бы он закричал, то парень бы безумно устыдился, чего рав не хотел, поэтому он усилием воли не проронил ни звука, чтобы не опозорить его. Это очень известная история, но она заслуживает внимания. Рав смог заглушить свои собственные чувства, чтобы не причинить боли незнакомому еврею.
И не только в ситуациях, связанных с болью, мы должны думать о других. Рав Аарон Котлер зц’л и его сын рав Шнеур зц’л пошли к раву Иссеру Залману Мельцеру (который был тестем рава Аарона) попрощаться, перед отъездом из Израиля на свадьбу рава Шнеура. Когда они уходили от него и спускались по лестнице, рав Иссер Залман остановился на середине лестницы, а не проводил их до конца, до улицы. Когда они спросили причину такого поведения, он объяснил: « У многих людей, живущих здесь, были внуки, которые были убиты нацистами. Как я могу спуститься вниз, с внуком, показывать свою радость – когда эти люди не могут сделать то же самое?»
Есть огромное количество примеров такого внимания к другим, которые освещали жизни людей. От Йосефа мы учим, что никогда не знаем, каковы будут последствия одного поступка хеседа. Альтер из Слободки зц’л учит нас, что мы никогда не знаем, как будет вознаграждены за маленький акт хеседа. Он говорит, как Яаков Авину отодвигает камень из устья скважины, чтобы все могли попить воды. Это маленькое действие не кажется таким значимым среди всех великих мицвот, совершенных Яаковом Авину. А на самом деле, этот поступок является источником заслуги еврейского народа. Раз в год мы произносим специальную молитву для дождя – Тфилат агешем. В этой молитве мы упоминаем великие поступки, которые совершили праотцы, в том числе то, как Яаков победил ангела Эсава. В то же время, мы упоминаем поступок Яакова с камнем: «Он [Яков], посвятил его сердце и сдвинул камень от устья скважины воды – благодаря нему она полилась" Каждый акт Хеседа, сделанный с чистым сердцем, имеет неизмеримую ценность.. Желаю всем нам учиться у наших праотцов и быть истинными дарители.
[1] Ваешев, 40:7
[2] Ваешев, 38:25
[3] Бава Метция, 58б
[4] Комментарий к Авот, 3:15, Шаарей Тшува, шаар 3, Маамар 139
[5] Сота, 10б, дибур амашиль, «Ноах Лох Леодом». Тоже см. Шут Биньян Цион, Симун 172, который говорит, что Рема (Йоре Деа, симун 157, сиф 1) тоже постановляет так